Александр Николаевич a.k.a. Саша (aadamchuk) wrote in kolmogorov,
Александр Николаевич a.k.a. Саша
aadamchuk
kolmogorov

Москва умнеет

На пике мировой славы — в школу
Безымянной улице в районе Раменки присвоено имя КОЛМОГОРОВА, в честь выдающегося математика ХХ века



Андрей Николаевич Колмогоров — великий математик. Но и в истории образования он занимает особое место как один из участников знаменитого «заговора академиков» — так окрестили лавину выступлений выдающихся ученых в прессе о реформе школы в начале 60‑х годов прошлого века. Это были А. Сахаров, А. Колмогоров, П. Капица, М. Лаврентьев, Ф. Соболев, А. Ляпунов, М. Келдыш, Н. Семёнов, Я. Зельдович.

Будущее страны ученые связывали именно с образованием. «Нашей науке нужны не сотни, а тысячи энергичных и способных специалистов, могущих работать с собственной инициативой… Серьезная часть учащихся средних школ должна получить возможность быстро идти к участию в научной и научно-технической работе», — писал А. Колмогоров.

Благодаря усилиям академиков‑заговорщиков полвека назад в России возникли физматшколы. Там выращивалась интеллектуальная элита России. Колмогоров настаивал именно на школах-интернатах: дарование не зависит ни от географических широт, ни от кошелька родителей. «Отбор должен охватывать всю молодежь страны от отдаленных деревень и больших городов на равных основаниях». Когда московская ФМШ в 2013 году отмечала свой 50‑летний юбилей, я опросила многих учеников, откуда они. И — диво! Калмыкия, село Приютово, Рязанская область, совхоз «Большевик», Псков, Бугуруслан, Ярославль… ФМШ стали локомотивом образования — оказывали влияние на развитие целых регионов России.

Последняя четверть жизни Колмогорова целиком посвящена школе. На пике мировой славы в начале 60‑х, когда Колмогоров был почетным членом многих зарубежных академий, получил международную премию Больцано, он стал работать по 12 часов в сутки в физматшколе с детьми, занялся теоретическими и дидактическими разработками математического образования, которым нет цены.

Некоторые считали, что это досадная ошибка, потеря как для науки, так и личная потеря Андрея Николаевича. Он отвечал: «Взявшись за школьное дело, я счел разумным возобновить свой непосредственный опыт работы со школьниками в 20‑х годах. И уже получил от этого за истекший декабрь пользу для себя самого». Да, он печалился, что «оставил» науку. Но говорил: «…вынужден склониться перед неизбежностью». Этой неизбежностью стала реформа школы.

Ученый был уверен, что «при надлежащих условиях достигнуть уровня, нужного для нашей школы, могут многие». Главным считал индивидуальную работу с подростком.

Колмогорова часто связывают только с математическим образованием. Но его методика, стратегия обучения универсальны. Их необходимо знать учителям, преподают ли они историю или литературу.

А еще на счету академика созданный вместе с И. Кикоиным знаменитый физико-математический журнал «Квант» для школьников и студентов, доходивший до самых глухих мест. Принцип в редакции был такой: отвечать каждому ребенку, осмелившемуся решить предложенные задачи. Каждому! Я читала эти рецензии. Это был диалог ученого с ребенком из какой-нибудь Тмутаракани. Это подвиг ума и души ученого.

Ученик Колмогорова А. Абрамов считает, что приход Андрея Колмогорова в школьное образование сопоставим с подвигом Льва Толстого, считавшего делом жизни обучение и воспитание детей. Это пример того, как человек, добившийся высоких результатов в своей области, оказывается подвижником на ниве просвещения детей.

* * *

А вот первая задачка, составленная Колмогоровым, когда ему было всего 5 лет: «Имеется пуговица с четырьмя дырочками. Для ее закрепления достаточно протянуть нитку, по крайней мере, через две дырки. Сколькими способами можно закрепить пуговицу?»

* * *

Несколько лет назад в разных инстанциях обсуждались Колмогоровский проект и новый проект для математических спецшкол. Колмогоровский проект одержал победу. Но «заговора академиков» не предвидится. Последним, кто сражался с оглуплением молодого поколения, был академик В. Арнольд, ученик Колмогорова.

Оценивая один их проектов стандартов общего образования, В. Арнольд сказал в Госдуме: «Этот план производит общее впечатление подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев».

Эльвира ГОРЮХИНА

http://www.novayagazeta.ru/society/71263.html

***
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments